Бизнес против углеродных поборов

Тема возможности введения в России углеродного сбора, по мотивам решений, принятых в рамках Парижской конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, муссируется уже несколько месяцев. Предлагается обложить предприятия оброком в 15 долларов на тонну выбросов парниковых газов в пересчете на эквивалент СО2 на первом этапе и 35 долларов — на втором. Промышленность искренне возмутилась. Как отмечали участники заседания, парижские решения отражают не столько проблематику экологического характера, сколько политико-экономические интересы различных сторон, а призывы ввести углеродные сборы не просчитаны и ничем не обоснованы, в то время как в реальности эти инициативы несут колоссальные риски для страны.

В частности, Председатель управляющего комитета «Русская сталь» Юрий Мишин отметил на заседании: «Влияние таких систем на снижение углеродных выбросов далеко не очевидно, и особенно четко это проявляется в таких капиталоемких отраслях промышленности, как металлургия, например. Мы должны иметь в виду, что есть и другие механизмы и драйверы — это и конкуренция, и рынки, и стремление повышать эффективность, сокращая затраты на собственном производстве, и программы энергоэффективности, и разработка новых видов продукции».

Поддержал его и исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей угольной промышленности Зуфир Нургалиев: «Скоропалительность при принятии любого решения по парниковым выбросам недопустима. Речь идет о колоссальном влиянии на всю социально-экономическую ситуацию и большую часть отраслей экономики. Причем, как выясняется, наша угольная и горнодобывающая отрасль пострадает далеко не самым существенным образом по сравнению с нефтегазовой или энергетической. И платить за все будут наши люди».

Заместитель руководителя комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, член совета директоров ОАО «РЖД» Дмитрий Комиссаров также высказался: «С точки зрения отраслевой, должен сказать, что практически во всех областях транспорта сегодня существуют самостоятельные программы — и на железной дороге, и у автомобилистов, и у авиаторов, и на морском транспорте, — направленные на снижение выбросов. Есть программы, есть эффект, все это можно посмотреть. В нашем понимании, [углеродный сбор] в таком виде квазиналоговом будет дополнительно обременять и без того сложную ситуацию в отрасли. Понятно, что это будет выливаться в отсутствие инвестиций в развитие и самой отрасли, и транспортной инфраструктуры. Если сегодня при падении погрузки и оборота это будет не очень заметно, то на этапе роста мы столкнемся с проблемами, которые уже проходили ранее».

С бизнесом солидарны и государственные ведомства. Директор департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ Сергей Мочальников подчеркнул: «Мы свою позицию направили и в Минприроды, и в Правительство Российской Федерации: прежде, чем принимать какие-либо законы, подзаконные акты, направленные на увеличение финансовой нагрузки, нужно сделать анализ по регионам — как это скажется на них, как это скажется на населении, как это скажется на экологии. А после того как это будет сделано, уже принимать какие-то решения для всей страны. Решение должно носить комплексный

характер».

Понятно, что бизнес обеспокоен стремлением обложить их новым побором, не совсем понятно как возникшим, чем мотивированным и на что направленным. К тому же треть собираемой суммы будет выводиться в специально создаваемый международный Зеленый климатический фонд. А эта структура будет перераспределять средства в пользу развивающихся стран.

Консолидированное мнение высказал заместитель председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП Юрий Станкевич: «Общее мнение — что принятие любых обязательств и их дальнейшая реализация в рамках национального законодательства не может осуществляться без оценки социально-экономических последствий».

РСПП намерено обратиться к премьер-министру РФ, обратив его внимание на тот факт, что обязательства и меры, принимаемые Россией по реализации Парижского соглашения и углеродному регулированию, не должны приводить к значимым рискам для базовых отраслей экономики РФ и темпов социально-экономического развития. И что при этом Россия имеет все возможности выполнить обязательства по Парижскому соглашению и внести свой вклад в сокращение глобальных выбросов парниковых газов за счет уже осуществляемых мер в области государственной программы энергоэффективности, развития электроэнергетики (в том числе программы строительства атомной генерации и возобновляемых источников энергии) и лесного хозяйства, без введения платежей за выбросы парниковых газов или других моделей углеродного регулирования, которые приведут к потере конкурентоспособности и деиндустриализации российской экономики. И это будет действительно важным вкладом в поддержание экологического баланса на планете.

КСТАТИ

Ответственность за самые масштабные выбросы СО2 в истории человечества несут… индейцы Северной и Южной Америки, которые использовали подсечно-огневой метод земледелия. Каждый год американские континенты от Великих Озер на севере до бассейна Амазонки на юге затягивали дымы пожарищ, выбрасывавших в атмосферу тонны углекислого газа. Расчистка лесов огнем прекратилась только примерно 500 лет назад с вымиранием миллионов индейцев от занесенных европейцами болезней.