Вести Экономика ― как выглядят изменения в пенсионной реформе?

Правительство и центральный банк не оставляют попыток наконец-то создать в нашей стране полным институтов, способных дать экономике длинные деньги, которые, при этом, не придется ни от кого отнять. О том, что обсуждается в программе «Реплика» экономический обозреватель Николай Корженевский.

Министерство финансов и Банк России совместно сформулировать предложения для улучшения пенсионной системы. Предлагается признать пенсионные накопления собственностью граждан. Как будет ими распоряжаться?

Сегодня «Коммерсантъ» пишет о проекте министерства Финансов и Банка России, в котором изложил следующий этап реформ пенсионной системы. Предлагается заменить нынешнюю накопительную часть пенсионных платежей в индивидуальные пенсионные фонды. Суть и идея в том, что свои деньги пусть и пенсии остаются вашими деньгами. Вы, конечно, можете только ограниченное управлять и распоряжаться ими, в то время как в трудоспособном возрасте, но средства на всю жизнь останется в вашей собственности.

Это, на мой взгляд, принципиальный момент. Бывший вариант пенсионной реформы не принесли желаемого результата из-за наложения друг на друга две вещи: не самый успешный дизайн системы, а затем неожиданно быстро заканчиваются, бюджета запасов прочности. Я в самом начале и последовательно крайне негативное отношение к решению заморозить пенсионные накопления граждан, и направить их на некоторые эксплуатационные потребности. О последствиях этого шага уже много сказано, и тратить время на повторение критика не имеет смысла.

Сейчас мне хочется сосредоточить внимание на другой момент. «Заморозка» пенсионных отчислений юридически возможно и относительно прост, потому что это дизайн-центр был Пенсионный фонд России. В противном случае, весь поток идет через него, и ПФР получает право собственности на средства. В новом проекте министерства Финансов и центрального банка роль этого института значительно уменьшилась. Даже некоторые административные функции — и, на мой взгляд, к счастью, — предлагается передать третьим специализированных органов.

Предлагается, чтобы сузить круг участников процесса формирования пенсии. Есть мы, граждане, и есть тот негосударственный пенсионный фонд, которые мы выбираем, и которые наш работодатель еще перечисляет средства. Отсутствие в схеме ПФР делает ее похожей на нормальное открытие сберегательного счета. Да, он особый, для него был ограничен, до определенного момента снять с него средства, вообще невозможно, и даже пополнить его и перевести деньги туда, сами мы не можем — это делает наш работодатель. Но так или иначе это ваш счет.

Весь этот дизайн очень похож на систему «401k» в Соединенных Штатах. Конечно, мы говорим о заимствования из США и теперь даже как-то неприлично, поэтому основная часть сравнение будет происходить с континентальной Европой, Скандинавией. И еще: американцы, устраиваясь на работу, мы должны сказать, хотят ли они участвовать в накопительной пенсионной программе, и если да, то, что часть своего дохода человек готов перенаправить туда. Например, заработная плата будет до 1-го месяца, и работник согласен выделить 5% на счет «401к». Это означает, что каждый месяц будет получать на руки $950 и $50 будет уходить на пенсионный счет. Эта сумма, кстати, больше не попадает под текущий налог, или налог на прибыль. В условном примере, что его берут от $950, а пенсионные $50 никто не тронет.

Идея отличная. Не могут нести ответственность за все, но я готов подписаться под такое предложение от министерства Финансов, и даже после эпизода с заморозкой накопительной части пенсии. Но дать полное согласие, мне нужен ответ на еще один вопрос: а как будут отслеживать инвестиций НПФ и где они вообще могут инвестировать? Существующие ограничения поставила адекватную. В них легко рассмотреть искажения в сторону долгового капитала, хотя не все облигации в нашей реальности, имеют меньший риск, чем акции. Контроль качества инвестиционной деятельности пенсионных фондов в России в целом является особой проблемой, но он выходит из экономической сферы.

И еще одна вещь. Очевидно, что проект, разработанный министерством финансов и центральным банком, является лишь частью большого обновления пенсионной системы. И здесь давно настало время для реформы. Из объективных — повышение пенсионного возраста, от которых нам никуда не деться, учитывая демографические тенденции. Но есть и просто конъюнктурные. Например, пенсионные баллы. Методика расчета ясно, что не все, и, как следствие, прогнозировать будущие поступления сложно. Эдакая обратная монетизировать система также была очень полезна, потому что все всегда приходит к его значительные изменения.