Г. И. Шмаль: в Государственный реестр как компас покажет куда идти
— Геннадий Иосифович, как Вы считаете, осуществления конкурсных процедур, механизмов оценки нематериальных критериев отбора, таких как оценка опыта и деловой репутации, на самом деле не влияет на качество исполнения госзаказа?
— Начать следует с того, что существующая сегодня система аукционов, тендеров, конкурсов совершенно не способствует. Кроме того, он содержит элементы коррупционной составляющей, потому, что четких критериев при определении победителя не. Иногда это всего лишь цена, иногда наоборот — компания обеспечивает более низкую цену, чем другие, и победителем становится совершенно другая компания, у которой за душой кроме ручки ничего не. Поэтому, я считаю, что существует такой механизм, было бы правильно, но необходимо разработать четкие критерии оценки — опыт работы, имидж компании и так далее Ничего нового мы не выдумываем, во многих странах такой механизм есть. И реестры поставщиков есть и другие способы. Но начать, я думаю, необходимо для разработки национальных стандартов для определения критериев и механизмов для проведения конкурсов, это официально, более четко определить основные моменты.
Было бы неплохо, Технический комитет 066, и наш ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность» думать вместе и разработать такой стандарт, который не в полной мере может стать обязательным, но, безусловно, является рекомендательным для всех компаний, участвующих в таких процедурах.
— Вы говорите об общих подхода к оценке и методов?
— Да, все правильно. Во всяком случае, почти на единство. Приходится сталкиваться с различными ситуациями, особенно это относится к строительной отрасли. Клиенты компании выбирают подрядчиков, и тогда оказывается, что предприниматель не состоятельный. Один из примеров — даже страны объекте, как космодром «Восточный», должен был заменить бизнесмен. Таким образом, должно быть ясно, критерии отбора. В принципе, если речь идет о поставке оборудования, должны иметь и сертификация. Хотя сегодня технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», что не требуется сертификация оборудования в нефтяной и газовой промышленности, что я совершенно не согласен. Этот закон разработан для белорусов, но в то же в Белоруссии подлежат обязательной сертификации сеялки, веялки, даже детские велосипеды, а защелка, которая работает под давлением 150 — 200 атм, не подлежит сертификации, и только об этом сообщать! Мы еще не доросли до того, чтобы сертификат был гарантия качества. Заявление возможно только в том случае, если люди, предприятия, которые на самом деле отвечает за его качество. И мы даже важном объекте — нефтепроводе ВСТО (Восточная Сибирь Тихий океан) были вынуждены установить задвижки, которые поставляли западные компании, особенно из Италии. И было более 200 задвижек, вырезать, изменять, потому что они оказались не рабочие. Но о россии задвижках и говорить не приходится. Мы слишком рано решили отказаться от сертификации, особенно это относится к объектам нефтяной и газовой промышленности.
— А сами отраслевые союзы, ассоциации готовы разработать внутреннюю методику, по определению, надежных поставщиков?
— Если мы серьезно думаем о создании нашего гражданского общества, то профессиональные отраслевые профсоюзы должны играть совсем другие роли, важно, чтобы их слушали. Это одна из главных задач, стоящих перед нашим обществом. Во — первых, учить, а во-вторых, обучить могу слушать свой народ. В нашем Союзе есть люди, которым лично ничего не нужно, есть одна цель – жила страна в оригинале, ну и отрасли, которую мы предлагаем, развивается. Поэтому считаю, что необходимо значительно повысить роль и влияние на все вопросы в жизни нашего общества.
— Как обеспечить такой реестрам доверие и спрос?
— Во-первых, такой реестр должен быть открытым и, во-вторых, по доступным ценам, в-третьих – объективно. И еще более трудный вопрос – и что в этом случае эксперт, который судья? И в этом смысле это один из вопросов, которые сегодня возникают – нам нужно в совершенно другую основу, чтобы поставить все услуги, связанные с экспертизой. Нужен закон о экспертизе, кроме того, необходимо подумать о подготовке кадров специалистов в различных направлениях. В строительстве — это должно быть одним из нефть — другие и так далее, в принципе, нам нужно создать четкую квалифицированную тест-системы. Эксперт несет ответственность за свою оценку. Если он сказал, что, вот, эта компания является надежным поставщиком, который за качество, и так далее, он отвечает самым высоким требованиям, то этот эксперт, и соответствовать к уголовной ответственности.
— По Вашему мнению, какие преимущества должна дать статус надежного поставщика и участие в Национальном регистре?
— Я считаю, что настройки должны быть. Любая компания на рынке, есть возможность принять участие в конкурсах. В этом случае, членство в реестре свидетельствует о том, что компанию знают на рынке, ей можно доверять, но это не говорит о том, что компании, не состоящие в реестре, не может быть ей конкурентом. Конкретных предпочтений не должно быть, просто, чтобы этот реестр является достаточно полным, выполнял все компании, которые есть на рынке, в том или ином направлении. Производители нефтегазового оборудования, тысячи, поэтому, как это проверить — вопрос не простой. И, если говорить о преференциях, то мы сами загоняем людей в коррупции.
— Если, применяя этот инструмент может быть очень эффективным?
— Я считаю, что это может быть востребовано во всех отраслях народного хозяйства. Особенно в тех отраслях, которые являются очень сложными, например, нефтяной, газовой, атомной и гидроэнергетики, угольной промышленности. Кроме того, в таких важных отраслей, как здравоохранение, фармация.
— В интервью губернатора Республике Карелии А. П. Худилайнена прозвучало, что Государственный реестр толчок создать авторитетный институт формирования корпоративной репутации в Российской Федерации. Согласен с вами с таким заявлением?
— Мне кажется, что нужно самим предприятиям работать с ним. Чтобы попасть в реестр, должны соответствовать каким-либо критериям, то, о чем мы с вами говорили. Поэтому я считаю, что наличие такого реестра будет, как компас, который указывает, куда идти. Пока еще у нас порядок заключается в том, что проектные институты, которые разрабатывают, говорят, что надо использовать какие-то устройства, и они на свой страх и риск, пока нет регистрации, предлагают на выбор 10 организаций, которые могли бы это обеспечить. В основном, они также дают направление, хотя и является довольно узким местом, которое должны дать в будущем реестре. Поэтому я считаю, что создание такого реестра приведет в норму, или, в любом случае, создание системы, которая необходима клиентам, при выборе поставщика услуг.
Как представитель ТС 023 выражаю готовность начать сотрудничество в разработке методики формирования этого реестра.