Леонид тягачев: назначение Смирнов – личный сигнал Путина Баху

фото: Геннадий Черкасов

Это сверхправильное решение, я знал, что Путин так и сделает, еще до того, как официально объявлено, – и кто, как не Смирнов? – не скрывает радости в разговоре с «МК» Леонид тягачев. – Президент нашей страны принял в один из самых трудных моментов (вероятно, в течение всей своей жизни, — прим. — ред.), когда судьба отъезда нашей сборной на Олимпиаде в Рио. Виталий Георгиевич Смирнов – легендарный человек в нашей жизни, в моей в частности. В 2001 году я давал в управления Олимпийского комитета России, а с 1996 года мы работали с ним и (с 1996 по 1999 года Тягачев был председателем государственного комитета России по физической культуре и туризма, прим. — авт.). Он очень хорошо общается с президентами МОК (бывших и нынешних, прим. — ред.), со всеми президентами международных федераций по всем видам спорта. Получил такого непререкаемого уважения к себе и дружит с Томасом Бахом, а со всеми членами МОК. Сегодня это так необходимо и важно для нашей страны, и для меня в частности, что Виталий Григорьевич в прекрасной форме и может делать новая программа [по борьбе с допингом]. И сделает его необходимым. Кроме того, он отлично знает, и систему работы, и команды немецкой, китайской и индийской и американской… Я очень рад, что сегодня президент объявил о Смирнове, и сделал это так хорошо и в срок. Я считаю, что это необходимое решение, нам помогает, успокоить отдельными членами МОК и даст нам возможность правильно решать вопросы на международном уровне и в нашей стране.

— Что имел в виду Владимир Владимирович, когда сказал, что Виталий Григорьевич – «человек с безупречной репутацией»?

— За все время Виталий Георгиевич Смирнов не имел никаких нарицаний ни в СОВЕТСКОЕ время, когда он был министром спорта России (председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров РСФСР, – прим. — Ред.), ни когда он стал президентом Олимпийского комитета России. Он всегда был членом МОК (Смирнов – член МОК с самым большим стажем в 45 лет! – прим. — ред.), и члены МОК, относятся к нему с уважением и доверием. Президент очень четко выбрали на эту должность талантливого человека, которой мы гордимся.

— Виталий Мутко, также потому, что не поймали за руку, но на него вы не можете сказать, что имеет безупречную репутацию?

— Виталий – не спорт (и Питер, – прим. — авт.). Он из другого королевства, и в санкт-Петербурге по поручению правительства занимается клуб «Зенит». Не было ни спортсмен, ни тренер, ни один член национальной команды. Он талантливый руководитель, но по лестнице в большой спорт не пошел. Он несудим, но время подпирает, и он временно освободил нагорных http://www.mk.ru/politics/2016/07/18/kreml-isklyuchil-otstranenie-mutko-posle-doklada-wada-po-dopingu.html, который выполнил все задания, что Виталий занимается его подчиненные. Виталий борется, Виталий стремится, но знание Виталия G. на пару голов выше.

— Были кандидаты по борьбе с допингом? Также с безупречной репутацией, но помоложе?

— Нет! Мы даже их не рассматривали. Слава Богу, жив, здоров, Виталий Г. и популярной в ТО. Мы все знаем. У меня хорошие давние отношения с Томас Бах, были прекрасные отношения с Самаранчем, но Жизненно важных G. выше времени и качества. Это дает много преимуществ. ВСЕ хорошо знают, Вячеслав Фетисов, Шамиль Тарпищева. Меньше знают Александр Жуков, который только что вступил в олимпийскую семью (ну, как только-только – в 2010 году! – прим. — авт.). Виталий G. же всю сознательную жизнь посвятил спорту.

— Это все прекрасно. Но Смирнов уже 81 год. Что он может знать о современной допинг?

— Это не зависит от возраста. Человек знает о спорте все, что не знает наша молодежь. Вы можете пригласить любого ученого, практика на любой программе. Главное, быть руководителем, который знает все виды спорта и этой системы, в которой он находится последние 40 лет (в целом, борьба с допингом для всех возрастов, прим. — Авт.).

— В частности, будет заниматься? Будет контролировать нашу антидопинговую лабораторию, которая была подвергнута критике во всем мире?

— Нет, конечно, почему? Он будет переделывать все заново, с нуля, наладить контакты, чтобы построить бесспорным антидопинговую лабораторию в нашей стране на таком уровне, чтобы к нам не было никаких претензий. Работы, как сказал президент, в тесном контакте с международными организациями.

— Потому что Олимпийский комитет России был таким беспомощным?

— Потому что Олимпийский комитет России? Не Олимпийский комитет России! Все в руках министерства спорта – все врачи, вся медицина. ОКР не имеет своего медицинского центра, лаборатории. Спортсмены и тренеры получают зарплату от министерства спорта.

— Эту систему нужно менять?

— Конечно, нужно менять многие вопросы работы министерства спорта и ОКР. Скоро, вы увидите, будет принято несколько решений. Для нас это было лучше и не было… моменты.

— Если, по-вашему, в российской легкой атлетике выбраться из Международной ассоциации легкоатлетических федераций, когда наши бегуны не позволили в Рио, и ОКР выйти из МОК, если не позволяет всей команды?

— Вы говорите бойкот! Не надо нам бойкот, нам нужно до конца выяснить отношения. Без международных соревнованиях не может быть прогресса ни в одном виде спорта, особенно в легкой атлетике.

— Вы говорите, хорошие отношения с Баха. Пресс — … в эти дни?

— В эти дни вы не можете общаться. Вы знаете, как лечится.

— Бах и Путин-друзья, их тоже в финал чемпионата мира по футболу в Бразилии рядом посадил. Может Бах положительно повлиять на хорошие личные отношения с Путиным, когда он будет решать судьбу наших олимпийцев?

— Да, конечно.

— Назначение Виталия Смирнова, главный борец с допингом-это личный сигнал Владимир Путин, Томас Бах, прежде чем принять историческое решение в воскресенье? Как, друг Томас, посмотри, кто у нас теперь главный по допингу: ничего более мельдорния и замена мочи через отверстие в стене?

— Конечно, это личный сигнал нашего президента, что антидопинговая кампания отныне в надежных руках.

— Если Томас Бах связаться с Виталий Смирнов в кратчайшие сроки, например, для протокола, а чтобы поздравить с новым заданием? И я бы замолвил словечко за наших олимпийцев, чья судьба решает глава МОК?

— Убедитесь, что контакт, поздравляем и обстьоятельно все будет говорить.

— Может, удивительным для Баха было бы, если Путин сам себя загнал эту антидопинговую борьбу? Ну, вы, вступив в должность президента и верховного главнокомандующего…

— (Смеется.) Ну, нет, где еще допинг сделать…

— Александр Жуков и Виталий Мутко не смогли, когда наши спортсмены по легкой атлетике отстранили от Олимпиады. Они должны уйти в отставку? Хотел бы вернуться, чтобы возглавить окр?

— Я не знаю, как Виталий справляется с таким огромным объемом работы: на нем и так было все, спорт, и стал руководителем Российского футбольного союза… из-за спорта и большие скандалы, и наша проалилась Евро… И я, я всегда на службе. Готов к труду на благо Родины.

— После провала в Ванкувере, когда Дмитрий Медведев призвал все ответственные в него уйти в отставку, ушли, и Мутко – нет…

— Да! Хотя обсессивно-компульсивное расстройство не несет ответственности за медальные достижения! Олимпийский комитет берет на себя организационные функции: для спортсменов с течением времени они направились в сторону стадиона, чтобы их в случае победы в руках оказался флаг России… И победы, и все другие записи, их должно обеспечить министерство спорта, что все это – базовая подготовка, врачи, государственное финансирование…

— Когда вы были главой ОКР, на допинг-скандалов к нам, мы не слышали, но команда провалилась на Играх в Ванкувере. Во время Послевоенного периода и Венеции наши сенсационно выиграли в Сочи, но и снова допинг-тест… Нет допинга – нет результата, есть допинг, есть результат?

— Мне очень нравится ваш вопрос! Серьезно, очень задавайте правильные вопросы. Но я отвечаю: тогда, в Ванкувере мы дали много 4–, 5-мест, что в Сочи они выросли и стали первыми… кроме того, есть виды спорта, в которых допинг не нужен, – катание на лыжах, сноуборд, бобслей…

— И легкая атлетика? Елена Исинбаева после судьбоносного решения CAS на своей странице в одной из социальных сетей он написал: «Пусть все эти псевдочистые иностранных спортсменов выдохнут с облегчением и выигрывают псевдозолотые медали в наше отсутствие». Что это? В то время, как наши чиновники курсируют международные суды, пытаясь доказать, что не все русские поголовно вина приминении допинга, обвиняет в том же все поголовно иностранцы? И признается, что спорт высоких джостижений без допинга не можете?

— (Проверить точность цитат и убедившись, что Исинбаева и правда, это так, сказал он, с разочарованием, вздыхает.) Она должна быть такой же, и в самом деле, она написала… это была его минутная слабость.

— Ты, как человек, бывший внутри системы, как видим, изменил наши мочи через отверстие в стене?

— Странно все это. Этого не происходит. Родченков говорит глупости. Испытания было открыть невозможно. В голову не лезет. Мне просто смешно, что наши занимаются замена улики, и Родченков себя в этой иллюзии, изображение назад.

— Почему же тогда в этот бред по легкой атлетике лишен Олимпийских игр? Потому что Насекомые и Венеция не сумел защитить своих спортсменов, если все обвинения, как вы видите, надуманным, и доказательства, их нет?

— (Тяжело вздыхает.) Почему сняли? Ну, если хотите, можете еще терпеть Исинбаеву на Олимпиаде, несмотря на решение суда…