Малого бизнеса, например, драйвером роста российской экономики


фoтo: pixabay.com

Прeдпринимaтeли: «oткудa нoги рaстут

Мoжнo, кoнeчнo, гoвoрить o рaзличныx критeриeв зaдaчи для прeдприятий с нeбoльшим, нo тeм нe мeнee oбщaя кaртинa яснa. Чтoбы пoнять причины слoжившeйся ситуaции и oпрeдeлeния путeй выxoдa из нee, oчeвиднo, нeoбxoдимo, чтoбы пoпытaться пoнять, чтo прeдстaвляeт сoбoй мaлый бизнeс в Рoссии. В нoвeйшeй истoрии всe нaчaлoсь с Зaкoнa «O кooпeрaции в СССР» oт 26.05.1988№. 8998-XI. Этoт дoкумeнт нaдeлял кooпeрaтивы стaтус юридичeскиx лиц, пoзвoлилo имeть в сoбствeннoсти срeдствa прoизвoдствa, нaнимaть рaбoтникoв, oткрывaть рaзныe пoдрaздeлeния, зaнимaться прoизвoдствoм и прoдaжeй тoвaрoв, выпoлнeниe рaбoт, oкaзaниe услуг и т. д., Дo этoгo, в 1986 гoду. гoду, сoвeтским грaждaнaм рaзрeшили зaнимaться индивидуaльнoй трудoвoй дeятeльнoстью, a тoлькo Зaкoн «O сoтрудничeствe» лeгaлизoвaл сoздaниe чaстныx прeдприятий. Крoмe тoгo, в нeм рaспoлaгaлись пoзиции o тoм, чтo рaбoтa в кooпeрaтивe пoчeтeн, прeстижeн и спoсoбствуeт гoсудaрствo. Oн служил в кaчeствe сoздaния пoзитивнoгo имиджa прeдпринимaтeлeй в глaзax грaждaн. Прoпaгaндa кooпeрaтивныx зaнимaться и прeссa, тeлeвидeниe и рaдиo. Кoличeствo кooпeрaтивoв в числo. К нaчaлу 1990-x гoдoв. гoдa в стрaнe былo ужe бoлee 190 тысяч кooпeрaтивoв, в кoтoрыx кoличeствo сoтрудникoв сoстaвляeт oкoлo 5 миллиoнoв чeлoвeк. Прaвдa, свoй сoбствeнный бизнeс, пoявились знaчитeльныe прoблeмы, a идeoлoгичeскиe и экoнoмичeскиe xaрaктeристики. Для бoльшинствa людeй труднo былo принять тo, чтo eщe вчeрa шeльмуeмыe и нaкaзывaeмыe «цexoвики» и «спeкулянты» тeпeрь стaли увaжaeмыми члeнaми oбщeствa. Дa, и к влaсти, пo aнaлoгии с НЭП, считaли эту мeру вынуждeннoй и врeмeннoй, связанной с тяжелой экономической ситуацией и необходимостью легализации «теневой» экономики. Недостаточная продуманность и некоторая поспешность в принятии решений государства привели к тому, что частников возникают значительные трудности с сырьем и оборудованием — в планы министерств и ведомств не было средств, чтобы обеспечить кооперативов, следовательно, конкурентное преимущество получили те, кто за взятку или с помощью полезных ссылках может получить государственную сырья. Директор государственного предприятия открыли кооперативы, производившие продукцию силами этих предприятий, а затем продают их по свободной цене, присваивая прибыль. Это вызвало конфликты на рабочем месте среди тех, кто работал на «кооператоров», и остальных — потому что первые получили значительную прибавку к зарплате. Несовершенство законодательства привело к созданию фиктивных предприятий, которые занимаются хищениями и обналичиванием денежных средств, рост коррупции. Помните громкое уголовное дело кооператива «АНТ» — это попытка продать 12 танков Т-72 с видом тягачей неизвестному покупателю за рубежом в обмен на компьютеры. С другой стороны, частники в то время играли важную роль в преодолении дефицита продовольствия и потребительских товаров, дал людям возможность заработать, создал компанию. В целом, выполняет ту задачу, которую поставили перед двумя страны. Но, нет времени толком встать на ноги, кооперативы попали под налоговый и административный пресс-личные доходы кооператоров облагались по ставкам от 30 до 90% (в зависимости от величины дохода), запрещались определенные действия, написано контроль кооперативных цен. По словам тогдашнего министра финансов СССР Б. И. Гостева, частные предприниматели — не только жулики, потому что «честным трудом не разживешься», но беспринципные жулики, гонящиеся только за наживой, что советский человек-это тяжелое обвинение. И эта двойственность, проявлявшаяся в отношении властей и граждан, предпринимателей, создали в общественном сознании такое же направление имиджа предприниматель — все видели только внешнюю сторону, не думая о том, какие риски это и сколько труда вкладывают в свою работу, — главное, как же может какой-то там лавочника получать больше министра? И этот образ живет и по сей день, несмотря на почти тридцать лет. Шло время. С распадом СССР жизнь населения резко изменилась. В начале девяностых годов, когда казалось, что мы уже чуть ли не завтра достигнем благополучия, вера в будущее и снятие административных барьеров сделали свое дело — малый бизнес начал быстро развиваться, и наибольший рост малых предприятий, были науки и сельское хозяйство. Количество занятых на малых предприятиях достигло в 1993 году. году рекордной по тем временам цифры в 8,6 млн человек. Но эйфория продолжалась долго. Уже в 1995 году.-м количество малых предприятий стало сокращаться. Падение доходов населения, инфляция, экономический кризис — все это сыграло свою роль. Не стоит забывать и о том, что в те годы, когда очевидна слабость страна процветала организованная преступность. Малые предприятия являются наименее защищенной частью бизнес-сообщества пережили тяжелые испытания. Преступные группировки подменяли себя и правоохранительные органы, и в арбитраже, и судебных исполнителей, налоговых инспекторов, — иными словами, заменили предпринимателей страны. В этом проявляется неспособность одновременно платить налоги и быть криминалитет меня призвал бизнес-уход в тень. Кроме того, преимущество получили те, кто занимались торговлей, потому что в этой области гораздо проще не платить налоги и договориться с бандитами. Сыграла свою роль и экономическая политика государства-члены особое внимание было обращено на развитие топливно-энергетического комплекса, ориентированных на экспорт нефти и газа. Соответственно, в банковской и финансовой сферы развивались в том же направлении. Малый бизнес, никому неинтересно, был вынужден, чтобы выжить самостоятельно. Несмотря на то, что в 1995 году. году был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995№.88-ФЗ, но первый съезд представителей малых и средних предприятий в феврале 1996-м открыл лично президент Б. Н. Ельцин, программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, принятая на 1996-1997 годы, не получили финансирование, в 1998 году был принят в целом.

Пути развития

Следующим испытанием для малого бизнеса стал кризис 1998 года. года. Затем прекратил свою деятельность, около 30% малых предприятий. Особенно сильно пострадали предприятия розничной торговли и бытовых услуг населению, что это не удивительно на фоне резко и значительно снизившихся доходов граждан. Ушли в прошлое «поезда». Но малых предприятий в целом показали хорошую выживаемость. Невозможность кредитования в предыдущие годы привело к отсутствию обязательств перед банками, наличные расчеты в валюте спас многих от последствий обесценения рубля, малые предприятия не было РАСПИСКИ, и не было ценных бумаг в качестве активов. Кроме того, эффект «низкой базы» и серьезное удорожание импорта уже в 1999 году. году привели к росту местной экономики. Тем не менее, в целом в течение 90-х годов малых предприятий не получили значительного развития, оставаясь на 2000 уровня 1994-1995 год. В 90-е годы, вероятно, казалось, что определяющими в формировании образа российского предпринимателя, обучили его не доверять государству, полагаться только на свои силы, не спешат «выходить из шкафа» и заниматься главным образом торговлей. С этих настроений малого бизнеса вступил в двухтысячные. Укрепление власти значительно снизило роль криминальных элементов в жизни малых предприятий, которые, в свою очередь, позволило предпринимателям оставить в своем распоряжении больше доходов. Одновременно с этим начался рост цен на нефть — если в 1998 году. среднегодовая цена на нефть марки Brent составила 12,7 миллионов. за баррель, в 1999 году. год — 17,7; 2000. году-уже 28,3. Начали расти доходы населения, увеличился платежеспособный спрос. Тем не менее, достаточно большая часть предпринимателей уклонялась от уплаты налогов, использовали наличных денежных расчетах, в том числе, для выплаты заработной платы работникам. Ясно, что такая ситуация может привести в порядок страну. 01.01.99 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса, которые устанавливают общие принципы налогообложения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. И с первого января 2001 года.- первые главы второй части кодекса, посвященные уже отдельным налогам — НДС, акцизам, ндфл и единого социального налога (ЕСН). С 2002 года. года — налог на прибыль, а также ЕСХН (особый налоговый режим для сельхозпроизводителей) и налог с продаж, с 2003 года. года появится упрощенная система налогообложения и енвд, в том же году транспортный налог, а в следующем, 2004., — налог на имущество организаций. В стране началась налоговая реформа, одной из задач, которая была попытка вывести малый бизнес «из тени». В 2002-2003 году была проведена масштабная рекламная кампания с лозунгом «Пора выйти из тени».

Одним из главных видов деятельности учреждение о легализации доходов стала отмена с 2001 года. года прогрессивной шкалы подоходного налога и единой ставки налога 13%. Одновременно с этим взносам во внебюджетные фонды (совокупно-39,5% от фонда оплаты труда) были заменены на единый социальный налог (35,6% от фонда оплаты труда) уменьшается масштаб. Снизилась ставка налога на прибыль (с 35% до 24%), был отменен налог на пользователей автодорог (с 2003. года), налог с продаж (с 2004 года.). Ставка НДС с 2004 года. снизилась с 20% до 18%, но в 2005 году. ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 24%. И действительно, бизнес-задумался о «обелении». Однако в том же 2004 году, в мае, разразился «кризис доверия» в банковской сфере. Все началось с внезапного отзыва лицензии «Содбизнесбанка» за несоблюдение «антиотмывочного» законодательства. Это вызвало панику на рынке межбанковского кредитования и отток вкладов из банков, что привело к тому, что многие банки начали испытывать трудности с выполнением клиентских платежей. Надо понимать, что тогда, впрочем, как и сейчас, средства малого бизнеса в банках никак не защищены — в случае, если банк прекращает деятельность, деньги на расчетный счет можно, как показывает практика, попрощаться. 2004. лицензии потеряли Кредиттраст, Промэксимбанк, Мосжилстройбанк, Диалог-оптим и ряд других. Несмотря на то, что центральный банк сделал быстро меры, способствующие стабилизации ситуации, потерять все же не могли повлиять на уровень делового доверия в банковской системе, что снова заставило многих повременить с выходом «из тени». В то же время началась и укрепление налоговых органов, наделение их новыми полномочиями. Но в целом, для малого бизнеса, которые, по российским стандартам, которые достаточно, чтобы успешно развиваться. Доля малых предприятий в ВВП выросла с 12,5% в 2004 году. году до 13,4% в 2007 году. в год, а количество малых предприятий выросло за тот же период на 29% и достиг 1,14 млн в 2008 году. году в бизнес-среде снова активно обсуждались проблемы легализации деятельности — с одной стороны, «серому» бизнесу становится все сложнее стало кредитоваться, с другой — усилилось давление налоговых и правоохранительных органов в налоговых «уклонистов». Кризис 2008 года нанес чувствительный удар, но, принимая во внимание ее относительной скоротечности и благодаря быстрому восстановлению цен на нефть (в случае, если среднегодовая цена в 2009 году. году составил 61,9 млн. долл. за баррель, то в 2010 году. году — 79,6, но в 2011 году. году — 111 долларов сша. за баррель), обусловленного в значительной степени действий ФРС США программы количественного смягчения, малые компании не погибли, а продолжали существовать. Правда, переговоры о легализации снова затих. Таким образом, какой он есть, в россии малый бизнес сейчас? В нашей стране существует разделение на микропредприятия, малые и средние предприятия. И, как правило, когда говорят о малом бизнесе, имеют в виду всю эту совокупность предприятий, в результате чего их краткое МСП (малые и средние предприятия). В соответствии с ныне действующим критериям микропредприятие не более 15 человек и доход до 120 млн рублей в год, как небольшая компания — не более 100 человек и выручка до 800 миллионов долларов в год, и среднее предприятие — от 101 до 250 работников и выручка до 2 млрд. долларов в год. В чем же тогда занимаются все эти компании? По данным Росстата на конец 2014 года. году (более свежие данные появятся не раньше, чем в 2017 году.-go), среди малых и микропредприятий большинство опрошенных (38,8%) занимает торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; 20,4% — операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг; 11,9% — строительства; 9,5% — для производства; 6,8% — на транспортные предприятия и предприятия связи; сельского хозяйства занято 2,9%; добыча полезных ископаемых производство и распределение электроэнергии, пара и воды — 1%. Остальные 8,7% заняты с другими видами деятельности. Кроме того, часть из тех, кто работает в этой области, научные исследования и разработки (а они есть инновационное развитие несырьевого экспорта и реализации научного потенциала), что составляет 0,7%. Только для малых предприятий на конец 2014 года.года составил 2,1 млн, из них микропредприятий — 1,9 млн Средние предприятия демонстрируют немного другую картину: торговля и ремонт — 26,6%; недвижимость, аренда и услуги — 9,4%; строительство — 11%; производства — 24,6%; транспорт и связь — 4,4%; сельское хозяйство — 16,8%; полезные ископаемые, электроэнергия, вода и пар — 1,6%; прочие — 5,6%. Научные исследования и разработки — 0,6%. Количество средних предприятий на конец 2014 года.года было 13,7 тысяч.

Кадры решают все

А сколько людей занято в малом и среднем бизнесе? Количество работников малых предприятий — 10,8 млн. человек, в том числе микропредприятиях работают 4,4 миллиона средних предприятиях работают 1,6 млн. чел. физические лица — 5,6 млн. человек, фактически работает — 2,4 млн., Важно отметить, что если число малых предприятий (включая микропредприятия) в период с 2010 года. до конца 2014 года. годы возросло, то за это время число средних предприятий сократилось почти в два раза (с 25,2 тыс. до 13,7 тысяч). Отдельно стоит упомянуть и о значительном числе компаний, которые на самом деле работает, есть работники, выплачивает им зарплату, но нигде не зарегистрированы, не платят налоги и вообще официально не существует. По оценке г-жи Голодец, на таких предприятиях занята почти половина трудоспособного населения — 38 млн. человек, то есть почти в четыре раза больше, чем в «официальном» МАЛОГО и среднего бизнеса. По словам г-на Улюкаева, для тех, кто ведет свой бизнес и не «легализуется», — 16 миллионов Получается, что в россии малый бизнес лишен развития, нет будущего движения от частного ремесленника к малому бизнесу, от малого — среднего бизнеса и так далее-Причина того, думаю, что есть только две — не возможно расти и нежелание расти.


фото: Геннадий Черкасов

Понятно, что государство время от времени напоминает о необходимости развивать малый бизнес и осуществляет меры, направленные на их поддержку. Среди широко освещаемых инициатив — налоговые каникулы, трехлетний мораторий на плановые проверки, заморозка налогов на прирост 2015-2018 годы. Однако при ближайшем рассмотрении становится совсем не ясно, как эти инициативы помогут достичь этих целей. Налоговые каникулы, t.i., освобождение от уплаты налогов в первые два года существования, распространяется только на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной или социальной сферах, а также в сфере бытовых услуг для населения, которые используют УСН или которые работают на основе патента, кроме того, эти операторы должны быть зарегистрированы после вступления закона соответствующего субъекта РОССИЙСКОЙ силы, как ввести налоговые каникулы полностью отдано в ведение субъектов рф. Скорее всего, эта инициатива, чтобы «обелить» самозанятых жителей — целую армию парикмахеров, обучение, ремонтников, производителей различных товаров и т. п., Тем не менее, почему нелегальному предпринимателю легализовываться? Что это вызовет дополнительные затраты на испытания, необходимости составления отчетности? Таких сделок в целом, и бизнесом назвать нельзя — это скорее такая зарплата, что требуется для выживания. И эти люди не ставят себе целей, развития, повышения капитализации, выхода на новые рынки и так далее, Соответственно, легализации нужно придумать что-то другое. Понятно, что их стоимость в любом случае будет расти. Но то, что они за это получат? Конечно, это самый простой путь, но их всех перед выбором: либо «выйти из шкафа», либо готовиться к самым тяжелым последствиям — административного, налогового и привлечено к уголовной ответственности. Однако следует понимать, что какая-то часть таких предпринимателей не смогут покрыть дополнительные расходы, не захочет зарегистрироваться и свернет деятельность. Нужно очень хорошо представить себе, сколько людей останется без работы, насколько значительно сократятся доходы, чтобы заранее понять — что же с ними делать? В противном случае, учитывая объем теневой занятости населения, роста социальной напряженности не избежать. Также следует учитывать, что часто «гаражная» экономика » служит дополнительным источником дохода для местных чиновников и силовиков, — или они будут всемерно содействовать легализации, лишая себя доходов? И как повлияет на рост числа соискателей работы уровня заработной платы в том или ином регионе? Например, снижение доходов влияет на торговлю? Короче говоря, для решения проблемы нелегального бизнеса налоговые каникулы не хватает. Но ведь есть еще определенная рассогласованность, напряженность действия — например, повышение социальных взносов с IP, который вызвал в 2013-м прекращении легальную деятельность около полумиллиона предпринимателей (мы ведь не знаем, сколько из них на самом деле больше работать, но, как продолжил работу уже без статуса ИП), увеличивает недоверие к государству. Настолько разнонаправленные сигналы бизнес-сообщество может очень затруднить решение является очень сложный вопрос, легализации самозанятых жителей.

В соответствии с «крышкой»

Ввести мораторий на плановые проверки бизнеса, с одной стороны, свидетельствует об осведомленности органов избыточности, чрезмерности таких проверок, губительности их для развития малого бизнеса. Но с другой стороны — в процессе реализации этой инициативы она оказалась полностью выхолощена: все виды проверок, ограничения распространяются только для мониторинга транспорта, контроля в сфере рекламы, строительства и проверок соблюдения трудового законодательства. И только в том случае, если за предыдущие три года компания не допустил ни одного грубого нарушения законодательства. Но ограничение плановые проверки не означает полной бесконтрольности — внеплановые проверки могут осуществляться без ограничений. Что стоит организовать обращение гражданина» тестирование органы с жалобой — знает любой предприниматель.


фото: pixabay.com

Заморозки роста налогов — звук очень правильная инициатива. В условиях нестабильности неизменность обязательства перед государством позволяет операторам лучше планировать, но, что еще более важно, это создает доверие, и создает ощущение, что власть заботится о предпринимателей, полагаются на них в сложное время и готов помочь. Но что произошло на самом деле? Чиновники, озабоченные выполнением их задач и планов, восприняли эту инициативу, немного иначе — нужно собрать в бюджет как можно больше, но ставки налогов менять нельзя. Такой подход очень хорошо иллюстрирует изменения в порядке исчисления и уплаты налога на имущество на недвижимость:, а не балансовой стоимости применяется кадастровая (и так в несколько раз больше); расширяется круг плательщиков (налог на недвижимое имущество платят, даже те, кто использует УСН). Нет никаких сомнений в том, что налогообложение по кадастровой стоимости, правильно и справедливо, но здесь вовремя? Активизировалась работа комиссий по «легализации налоговой базы» — по сути, они определяют предпринимателей рентабельность бизнеса. Не выросла рентабельность ведет к увеличению суммы подлежащих уплате налогов в абсолютном выражении, но полузаконно минимального налога оплаты заставляет предпринимателей, у которых изымается все большая часть снижающейся прибыли, размышлять: «может быть, пришло время прекратить работу? Проблем много, денег все меньше — почему бы не продолжить? Тем более на фоне растущей монополизации, ограничение конкуренции. Так, по данным Федеральной антимонопольной службы, за период с 2005 года. до 2015 года. год-й доля государства и госкомпаний в ВВП выросла с 35% до 70%, и основной причиной снижения конкуренции предприниматели считают, что действия власти (58% респондентов опроса РСПП). Конечно, нельзя забывать и о других программах поддержки МАЛОГО и среднего бизнеса. Субсидии из федерального бюджета субъектам РОССИЙСКОЙ федерации для поддержки МАЛОГО и среднего бизнеса составили в 2012 году. году 20,8 млрд. рублей, в 2013-м — 19,8 млрд рублей, в 2014 году. году — 19,4 млрд. долларов, что на субсидии объем уменьшается. В этом случае растет доля госконтрактов, заключенных с малым бизнесом, — при 2012.году доля таких контрактов составила 14,2% от общего числа договоров, а в 2013. году — на 13,9%, а в 2014 году. году-уже 22,7%. А затраты на такой договор был в 2012.-м-2,7% от общей стоимости всех контрактов, 2013. году — 3,1%, в 2014 году. году — 6,1%. По данным минэкономразвития, на конец 2013 года в России действовало 133 бизнес-инкубатора, в которых жители 2140 малая предпринимательская деятельность, и к концу 2014 года. такой инкубатор был 139, а жителей, соответственно, 2319. Для фермеров, которые получили гранты программы развития животноводства, был 2013. год 797, но в 2014 году. году — 742. Грантовую поддержку в 2013 году. году получил 2870 начинающих фермеров в 2014-м — 2441. Есть также программа поддержки микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, которая реализуется Министерством экономического развития. После этой программы до конца 2014 года. года в силу 28 293 микрозайма на общую сумму 13 млрд рублей, Количество действующих кредитов, выданных под поручительство гарантийных фондов составил 13 388 на общую сумму 112,8 млрд. долларов, Наконец, создана госкорпорация развития МАЛОГО и среднего бизнеса и, соответственно, стратегия развития на 2016-2030 годы. Стратегия полна хорошими и правильными начинаниями. Например, уделяется внимание развитию конкуренции. Однако, как это будет реализовано нынешний рост присутствия государства в экономике — не понятно. Как воспринимать правила Стратегии относительно развития, торговли, лицами МСП, на фоне сноса ларьков и фактической экспроприации торговых объектов собственником. Как верить в достижимость стабильной, последовательной фискальной политики, учитывая, что даже после озвученного решения не могут поднять налоги, нет больше речи об их повышении, например, недавнее предложение министерства Финансов увеличить и НДС, и ставки страховых взносов с заработной платы работников и единого налога, которые работают УСН?

Лучшая помощь малому бизнесу — не мешать ему

Можно констатировать, что, несмотря на все усилия, помощь государства для малых предприятий явно недостаточно, но проблемы, характерные для МСП, на самом деле, в течение тридцати лет остался таким же. И это неудивительно, если подход, чтобы решить какие-либо проблемы с «дать им денег». Государство не должно и не может вернуть деньги всем подряд. Главное, на мой взгляд, задачей государства является устранить те причины, которые тормозят развитие. Самый важный вопрос — это вопрос доверия. Действия государства никогда не расставаться с программами и декларациями. Любую инициативу в первую очередь должны быть изучены в отношении их влияния на бизнес-среду в целом. Далее — защита прав предпринимателей, невозможность во внесудебном порядке отчуждения имущества. Следующий шаг — от административно-налоговой удавки, прекращение порочной практики определения рентабельности бизнеса, исходя из потребностей национальной системы сбора налогов, в решении проблемы и пробелы в налоговом законодательстве — в настоящее время выгоднее потреблять, а не производить, снижая налоговое бремя. Развития конкуренции. Легализации теневого малого бизнеса — не запугивание, а реальная мотивация, а не краткосрочное облегчение, но полностью реальную пользу легального существования. Конечно, все эти меры потребуют и времени, и значительных затрат, и скоординированных усилий различных ведомств. И результат таких мер не может получить немедленно. Но другого пути просто нет. Малый бизнес в России может и должен стать опорой и локомотивом экономики. За тридцать лет своего существования он даже при неблагоприятных условиях продолжает жить. И представьте, чего можно добиться, если прекратить, то ограничить их потенциал, создать наконец в России в среду, когда бизнес будет развиваться не вопреки, а благодаря? Между прочим, многие из этих вопросов нашли свой путь на той же Стратегии развития малых и средних предприятий. И это уже приятно, так как увидеть, понять проблему — главное способы, как решить.