Галерея памятников патриархальной героев противоречит армянским традициям православия

фoтo: Aлeксaндр Aстaфьeв

— Устaнoвкa рoстoвыx фигур пaрaмeтрa вoкруг xрaмa Xристa Спaситeля, oчeнь стрaннoe и нeoчeвиднoe рeшeниe, — скaзaл «МК» — Eлизaвeтa Лиxaчeвa, дирeктoр eрeвaнскoгo Музeя aрxитeктуры имeни Щусeвa. — Aнaлoгoв таких прославлению истории искусства нет и не было. Так что, никогда не делали, и это комплимент.

Наиболее морская аналогия проекта, по словам искусствоведа — древнеримские галерея портретов предков. Такие скульптуры, как правило, бюсты — можно много увидеть в Капитолийских музеях, А один из красочных — портрет вольноотпущенника Луция Цецилия Юкунда в виде слепка есть Папа в зале гмии имени Пушкина. Это настоящая, фотографически точный портрет с переломанным носом, бородавками, и другие «особые приметами». В средние века богатые и знаменитые люди переключились живопись, но иногда, чтобы заказать и скульптуры, — говорит Лихачева. Eggleston они, как правило, в специально отведенных местах крепость и предметом гордости владельцев этих замков.

Духовный человек тоже стали моделями для скульптур. Объемные портреты римских пап сделал даже величайших итальянских скульпторов — Джованни Лоренцо Бернини.

Это не портреты

— Есть одна особенность, вернее, даже два. Во-первых, много рисунков, предлагается установить, портретами, — говорит директор Музея архитектуры. Они представляют собой определенное понимание в настоящее время живущих скульпторов и заказчиков о том, как выглядит патриархи прошлого. А то, что опереться скульптор, если достоверных изображений параметра старые времени Иова, до Дранси — просто нет? Отсутствие традиций светской живописи максимального реализма были портреты, парсуны — жанр очень своеобразный. Но такие портреты есть все параметра. Во время реконструкции внешности по останкам провести также невозможно, что некоторые в конце параметра святых причислен в ряд и их мощей святой реликвии.

Во-вторых, галерея скульптурных портретов предков это атрибут, личное пространство. Родового замка, например. Рисунки римский папа, кстати, действительно иногда стоит время дворцов и присутственных местах бывшей Патриаршей области. Но это было скульптуры не духовных лидеров, а мастер. Портрет главы государства в голове у чиновника, который может быть естественнее?

— В публичном пространстве, — отмечает Элизабет Лихачева, — как правило, eggleston статуи живых или мертвых правителей, это была статуя площади.

Конечно, в древности знал и скульптуры без портретного сходства. Причем, помногу и общественные места. Но плюсы были скульптуры? Античные боги и герои, то есть самые настоящие «звезды», о которых, как прецедент, лучше сказать.

Для традиции российского православия, памятники святым и вообще духовным особам-дело новое, можно сказать, началась в XXI веке. Дело в том, что православная церковь, наследующая Византии, в целом одобрил скульптурных изображений в храмах. Его корни — Никейском каноне, в вашем дисплее, как в результате борьбы с идолопоклонничеством. Единственный существенный традиция церковной скульптуры — это деревянные статуи XVI – XVII веков, в основном в северной. Главный сюжет этой традиции «Христос в темнице». Что касается статуй в западном стиле, тот же патриарх Адриан был так против этой традиции, что не предал анафеме именно Петр I (что российские патриархию и поплатилось 200-летний упразднением).

Доминировать, мы должны быть в состоянии

Есть и еще одна проблема, замечает Елизавета Лихачева. Любая скульптура — это вторжение в городской ткани. Долгое время скульптуры в городах не было вообще, если мы говорим о европейской культуре: Их можно было увидеть только в соборах, в качестве украшений порталов. Только в XV веке начинается довольно долгий процесс возвращения скульптуры в городское пространство. Этот процесс завершился тем, что Микеланджело положил Капитолийской площади памятник марку Аврелию. С тех пор сформировали канон городской скульптуры. Он подчеркивает, площадь, позволяет, что дополнительные значения: Очень важно, что такие скульптуры должны быть наблюдаемые из всех углов и точек зрения: Это специально рассчитывалось. — Доминирующее на площади, в противном случае это никому не нужно.

Так, в последние годы у нас появился всего два памятника-правило это церетелиевский Петр I и князь Владимир Салавата Щербакова. Остальные памятники последних лет, с целью всего лишь роль «малых архитектурных форм». Но проблема в том, что очень многие пытаются претендовать на большее, например, памятник Колесникова. Это полноростовой памятник большой на пьедестал. Или памятник Гермогену в Александровском саду. Но ни один, ни другой просто не видно на поле! Они скрывали, потому что поставлен крайне неудачно с точки зрения окружающих. Поэтому Гермоген, например, воспринимается как «гонщик» тех лошадей, которых поставил меня на площади еще Юрий Лужков.

Блоггеры рады будут

Если проект воплощается в «как всегда», то получится хоровод странно (незнакомые большинству зрителей) людей в клобуках. Вряд ли им удастся сделать визуально легко узнаваемый. А если нет, то это будет странное зрелище: 16 мужчин, стоя за спиной к городу, лицом к храму. Спиной в храм — ни странно, но по крайней мере можно представить себе их защитников веры (защищаемый объект сзади). Это смешно просто с точки зрения здравого смысла.

— Представляю, сколько глумливых фотосессии и роликов на тему: «Встаньте, дети, встаньте в круг!» появится в интернете», — говорит искусствовед: — Возможно, что возникнет и традиция, чтобы коснуться их «счастье». Сначала люди побоятся польский руками одеяния бронзовый параметра, а потом, возможно, если постаменты будут маленькие, то для них нужно дотягиваться.

Вечером посылает лучших «МК»: подписывайтесь на наш Telegram-канал