Дом Нащокина возродился на новом месте

d99d3fb46addfcb9ad46c1918e3f7818

Фото: facebook.com/domnaschokina

В приземистом домике на Покровке звучит классическая музыка – она как нельзя подходит к интерьерам ХVIII века. Выставка «Возрождение» галереи Наталии Рюриковой – картины и скульптуры 15 современных художников – тоже неожиданно гармонично вписалась в обстановку. Посмотреть на свежие работы известных мастеров – Владимира Любарова, Татьяны Назаренко, Ивана Лубенникова, Александра Рукавишникова, Михаила Дронова, Виктора Корнеева etc. собралось много публики. Интерес к премьере подогревает и сложная ситуация, в которую угодила Наталья Рюрикова.

Напомним суть скандала. С 1994 года особняк Павла Нащокина в Воротниковском переулке, где после Михайловской ссылки часто гостил великий поэт (у него здесь была своя комната), занимала галерея «Дом Нащокина» Наталии Рюриковой. Она также являлась главным редактором (государственного) журнала «Киносценарии». 20 лет – начиная с громкой выставки Михаила Шемякина – галерея успешно показывала выставки художников ХХ и ХХI века и пользовалась уважением в арт-среде. Пока в один день Наталия Рюрикова не была уволена с должности главреда журнала «Киносценарии» в связи с обвинениями в коррупции. В результате галерея выехала из особкяка человека, в честь которого была названа. В ответ Наталья Рюрикова подала иск на Министерство культуры РФ в суд по статье «Защита чести, достоинства и деловой репутации» (152 ГК РФ) и частично выиграла дело. Арбитражный суд Москвы обязал ведомство опубликовать на своем сайте опровержение ряда сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию бывшего главного редактора журнала «Киносценарии» и владелицы галереи «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой, говорится в решении суда. Впрочем, 1 июня Минкультуры подало апелляцию. Но это не помешало Рюриковой открыть галерею Дом Нащокина на новом месте – доказательства, похоже, у нее есть, чтобы вновь выиграть суд. Да и настрой боевой.

– Мы выиграли первый суд и, думаю, правосудие будет на нашей стороне и впредь, – сказала Наталья Рюрикова «МК» после торжественного открытия экспозиции «Возрождение». – Объективных причин для победы той стороны нет. Но мы живем в таком государстве, что возможно все что угодно.

– Если суд признал вас правой, значит, увольнение было незаконным?

– Тут немного другая история. Меня уволили по статье, которая подразумевает решение со стороны работодателя, Министерства культуры, не объясняя мотивы. Но я не подписала приказ об увольнение и сказала, что так не делается. Дом — не государственная собственность, мы отстаивали его все 90-е, он был предметом возделения многих людей. Вопрос недвижимости в Москве – острый. Но для меня стало неожиданностью, когда Министерство культуры повело себя в духе прошлых лет (или сегодняшних?), выломав замки и сломав двери. После того, как я не подписала приказ, появилось объяснение. Но это смешно! Придрались к займу, который я потом забрала – там все юридически точно.

– Вы знаете, что теперь будет в особняке в Воротниковском переулке?

– Не представляю. Фонд кино сам удивился новости, что они туда переезжают. Вроде бы там идет ремонт. Но понятия не имею, что там будет. Надеюсь, музей.

– На каких условиях вы обосновались на Покровке?

– Нашли общий язык с Людмилой Северининой, которая управляет этим домом, решили вместе делать выставки. У нас много идей. А сейчас мы показываем «золотой фонд» – нашей галереи и нашей страны. Для меня это дело жизни и я буду им заниматься, несмотря ни на что. Мой отец был художников, брат и дочь – художники. Искусство – смысл моей жизни.

Страшное – в отношении памятника истории – слово «ремонт» прозвучало из уст Рюриковой с ужасом и «МК» решил узнать, стоит ли волноваться за судьбу дома, который принимал Пушкина во время его последнего визита в Москву. Вот что там сказали по поводу дома в Воротниковском переулке:

– Никаких сигналов по поводу особняка не было, – сообщили «МК» в Архнадзоре. – Нужно учитывать, что когда речь идет в ремонте, то решающее значение имеет предмет охраны. Это могут быть ручки дверей или люстры, фасад или каркас – бывает по разному. Если интерьеры не сохранились, то косметический ремонт проводить можно.

Обстановка в особняке в Воротниковском действительно не сохранилась, а вот фасад – да. Будем надеяться, что нет причин беспокоиться за московский «приют» Пушкина. Кто обоснуется там – пока не ясно.